История Коношского района

В древности территория района была заселена угро-финскими племенами. Доказательством этого могут служить неславянские названия рек, урочищ, сохранившиеся до сегодняшнего дня: Коноша, Тавреньга, Вохтома и т.д. Славяне появились только в конце первого тысячелетия нашей эры. Они шли сюда не только за пушниной или для освоения новых земель, но и спасаясь от татар, от преследований в эпоху крестьянских восстаний и церковного раскола.

На Севере не было помещиков, и крестьяне не знали крепостничества. Крестьяне делились на "черных" и удельных. "Черные" земли - это земли народа, государственные земли, они приносили доход государству в виде тягла. Черносошное землеиспользование, по всей видимости, преобладало. Другой вид земель - удельные. Они находились в ведении царской семьи - царское поместье. Ведали удельными землями лесничие, которых крестьяне почитали за барина. Тогдашний лесничий для крестьян был не просто барином "из благородных", это был царь и бог для них. Ни единой жерди нельзя было принести из леса, принадлежавшего царской казне, без разрешения лесничего. Лес на строительство, ограду, дрова, на множество предметов, без которых невозможно было жить в тогдашней деревне, нужно было покупать, иногда давая лесничему взятки.

Царское правительство избрало Север местом ссылки. Не была исключением и территория будущего Коношского района. По преданию, сюда был выслан плененный Иваном Грозным татарский хан Ширван-хан, отсюда и название поселения, где жил хан со своей стражей и прислугой - Ширыханово. Там, где стояли стрелецкие посты охраны хана, возникли деревни, в частности, Хмелевое, которое стало так называться потому, что стрельцы выращивали хмель.

Со времен императрицы Екатерины II в Тавреньгскую волость ссылались поляки. Ссылка шляхтичей прекратилась лишь с появлением железнодорожной станции Коноша. Тогда политических ссыльных стали ссылать дальше - в Шенкурск, Сольвычегодск.

На рубеже XIX-XX вв. территория Коношского района, небольшая по площади (8430 кв. км.) входила в три губернии. Весь северо-запад: Вохтома, Вандыш, Вадья - находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии. Юго-западные населенные пункты - Ковжа, ротковецкие деревни, Кленово - принадлежали Кириловскому уезду Новгородской губернии. Восток: Тавреньга, Хмельники, Подюга входили в состав Вельского уезда Вологодской губернии. Юг: Кремлевская и Давыдовская волости (Перхино, Глотиха) входили в Кадниковский уезд Вологодской губернии. В Архангельскую губернию ни одна из этих волостей не входила.

На территории Коношского района не было больших торговых сел, и крестьяне покупали необходимые товары у мелких приезжих купцов. Ярмарка проводилась только в Вохтоме, в конце января, и носила название Афанасьевской.

За соблюдением порядка в волости следил урядник. Как правило, в центре волости, наряду с церковью, была церковно-приходская школа или земское училище. Между волостями прокладывались дороги, ремонт и содержание которых возлагалось на крестьян. Некоторые дороги, капитально отремонтированные, используются и в настоящее время.

Более ста лет назад на картах Российской империи появилась новая географическая точка - станция Коноша. Имя это ей дала скромная речушка вблизи новой железнодорожной станции. В 1898 году проектное строительство железнодорожной станции Коноша было завершено. Из официальных документов видно, что 22 октября 1898 года на Вологодско-Архангельской линии было открыто постоянное движение поездов и станция Коноша принята в эксплуатацию. Этот день и стал днем рождения Коноши.

Вновь возникший населенный пункт Коноша входил в состав Кремлевской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии.  Первыми жителями Коноши были, естественно, железнодорожники. Вокзал, казарма, водокачка, дом железнодорожного мастера, небольшой пакгауз, деревянная платформа, несколько других строений - вот, пожалуй, и все, что имелось первоначально. Однако, вельские купцы быстро сориентировались в тех выгодах, которые сулила им железнодорожная связь, построили свои склады, магазины, дома недалеко от станции. Через станцию Коноша стали отправлять хлеб - овес и ячмень, а также лен, затем - древесину.

Станция и железная дорога дали обширный рынок сбыта для маслоделия, маслобойное ремесло получило новый толчок к расширению производства. Впоследствии, в 1930-е годы вологодское масло из Коноши шло в немалых объемах на экспорт.

В пору своего начального существования, никакого благоустройства поселок Коноша не имел. По дорогам и улицам стояла непролазная грязь, лишь центральная часть поселка была выложена фашинником, быстро изнашивавшимся и приходящим в полную негодность.

Вдоль железной дороги начали появляться лесопильные заводы: на станции Лухтоньга - завод Лифшица, на станции Фоминской - завод Гудари. Заводы эти были малосильными. Основное население продолжало заниматься хлебопашеством, льноводством, маслоделием. Побочным промыслом являлись переработка живицы в гарпиус (канифоль, сухая смола), производство дегтя, охота.

Итак, начало ХХ столетия. Непосильные платежи, рост дороговизны на предметы первой необходимости вызывали большое недовольство среди крестьян. Особенно их возмущали поборы и штрафы лесной стражи за лес и даже за бересту. Притесняли крестьян купцы, становой пристав, но особенно "баре". Архивы и предания донесли до нас случаи разгрома барских имений, например в Кленове. В 1905 году кленовские крестьяне под руководством учителя Розова выступили за захват царских (казенных) земель, за бесплатное пользование лесом. К этому необходимо добавить, что в 1905 году железнодорожники Лухтоньги примкнули к декабрьскому вооруженному восстанию москвичей.

Советская власть на территории Коношского района была установлена, в основном, в конце 1917 года мирным путем, если не считать мятежа в марте 1918 года в Вельске и Верховажье, отголоски которого докатились до Тавреньги и Хмельников.

После 1917 года Коноша становится перевалочной базой между Вологдой и Архангельском. Гражданская война шла в основном между Красным Севером и Белым Югом. Но с отпадением в 1919 году Архангельска от центральной России с формальным статусом самостоятельного государства, с английской эскадрой на рейде и английским экспедиционным корпусом для уничтожения военной силы Советов и карательных операций Коноша фактически стала административной границей Советской России на Севере и прифронтовой зоной. Насколько была велика опасность и тревожной общая атмосфера, свидетельствует такой факт: в 1918 году почти все молодежь в деревне Большой Пал вступила в комсомол, а когда белые захватили Плесецк и, казалось, ничто не мешало им двигаться к Коноше, почти все повыходили из комсомольской ячейки - падение Советов казалось неминуемым.

В Коноше паники не было, но всерьез оборонять ее поначалу было некому. В годы гражданской войны Вельский тракт, соединявший Вельск с железнодорожной станцией Коноша, получил новое назначение. В Коноше проходило формирование и обучение воинских частей, которые отправлялись по нему на помощь Красной Армии. Находясь сравнительно недалеко от линии обороны, для защиты Коноши от возможного наступления врага вдоль нее были вырыты окопы и установлены проволочные ограждения. Вся полнота власти в Коноше тогда принадлежала военному коменданту. В армейских частях, как и всюду на фронтах у красных и белых, свирепствовал тиф.

Послереволюционное время сопряжено с серьезными административно-территориальными изменениями. Уже в начале 1920-х годов почти все территории входили в Вологодскую губернию.

1920-е годы. Стране требовалось много леса, являвшегося тогда не только строительным материалом и сырьем для химической промышленности, но и одним из главных видов топлива. Все силы на территории будущего Коношского района были направлены именно на решение лесозаготовительной задачи. Для освоения лесных массивов прокладываются первые железнодорожные ветки. В Коноше строится лесозавод №10.

Станция Коноша начала постепенно укрепляться. В 1920 году, по официальным данным, в Коноше проживало 368 человек, и станция по количеству жителей и построек Коноша уступала любой деревне соседних волостей. Однако со второй половины 20-х годов волостные власти переместились в Коношу. Причина очевидна: станция имела связь с внешним миром. Коноша начала застраиваться и расширять свои границы. Из окрестных деревень в Коношу начали переезжать крестьяне. Они ставили свои дома. Лес рубили на месте. В середине 20-х годов появились одиночные дома жителей, начали формироваться первые улицы. Основной производственной направленностью станции стал лес. К 1929 году, когда молодая страна Советов переживала очередную реформу районирования, Коноша могла претендовать на статус районного центра.

Постановлением ВЦИК от 15 июля 1929 г. образован Северный край, который объединил Архангельскую, Вологодскую и автономную Коми область. За основу деления была установлена схема: край - округ - район - сельсовет. На части нашей территории был образован Коношский район Няндомского округа. В Няндомский округ входили также Вельский, Верхневажский, Каргопольский, Няндомский, Приозерный, Ровдинский, Устьянский и Шенкурский районы.

Это была трудно управляемая территориальная единица, поэтому она просуществовала недолго. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 23 июля 1930 года округа, как лишние звенья, были ликвидированы. Помимо того, в Северном крае было упразднено 10 районов. В том числе Коношский, который с 31 июля 1931 года влился в Няндомский район. За несколько дней до этого события селение Коноша было отнесено к категории рабочих поселков.

Окончательно Коношский район сформировался в марте 1935 года. Районным центром стала Коноша. Во вновь образованном районе имелось 20 сельсоветов и один поселковый совет. Как только появился Коношский район, Коноша превратилась в обширную стройплощадку. За два года (с 1935 года) были построены электростанция, амбулатория (поликлиника), клуб, здание райкома партии и райисполкома, сберкасса, редакция, ветеринарная амбулатория, родильный дом, магазин "Когиз", столовая, пекарня, жилые дома под квартиры бюджетников. Постоянно росло население поселка Коноша: с 2,4 тысячи человек в 1935 до 12 тысяч в 1940-м.  Наблюдался рост и в целом по району. По данным Всесоюзной переписи населения по состоянию на 1 января 1939 года в Коношском районе имелось 42898 человек.

Из имевшихся ранее на территории района 21 церкви (каменных и деревянных) и 38 часовен на 1 января 1940 года ни одна не действовала. Церкви и часовни были заняты под колхозные склады, школы, клубы, магазины, были проданы различным организациям, пущены на дрова и т.д. В Даниловской Ильинской церкви разместился Дом инвалидов.

В годы Великой Отечественной войны 11500 жителей Коношского района защищали Родину на всех фронтах от Баренцева до Черного морей. Более 3000 человек за ратные подвиги были награждены орденами и медалями. Среди коношан шесть Героев Советского Союза: Мамонов Николай Васильевич, Бова Ефим Ермолаевич, Бочаров Сергей Тванович, Смелов Александр Иванович, Горев Алексей Ильич, Попов Иван Михайлович; два полных Кавалера Орденов Славы: Дойков Александр Степанович, Бабошин Василий Петрович.

В декабре 1941 года была введена в строй Печорская железная дорога. Ст.Коноша стала узловой и приобрела стратегическое значение. После провала плана молниеносной войны она стала центром одного из планов абвера. Ст.Коноша была выбрана местом вывода из строя железнодорожных путей на Архангельск и Воркуту, а затем пунктом развертывания наступления десантировавшихся войск на Вологду. С целью разведки в ночь с 31 августа на 1 сентября 1942 года недалеко от Коноши был высажен десант из 13 человек. Как только стало известно о немецком десанте, в коношских деревнях привлекли все население, на окраинах населенных пунктов установлено круглосуточное дежурство. В срочном порядке по линии Коношского военкомата был организован истребительный батальон из двух групп. В состав групп входили в том числе инвалиды войны, которые еще могли держать оружие, женщины и подростки. Всем были выданы винтовки. В Каргополе и Ерцеве также были организованы группы с собаками. Десант у деревни Дальная Зелёная был выслежен. В перестрелке двое немцев были убиты, но остальным, отстреливаясь, удалось уйти в заболоченную местность. Впоследствии, с наступлением морозов в ноябре-декабре, их всех взяли в плен.
 
После победоносного завершения войны труженики Коношского района участвуют в восстановлении народного хозяйства страны. 40-50-60-е годы условно можно назвать "золотым веком" комсомольской активности, спортивного движения и школьного образования в Коноше. И комсомольцы, и спортсмены, и учителя выделяют те годы как самые яркие. В субботниках по озеленению улиц, в спортивных олимпиадах участвовали сотни людей. Из стен коношских школ тех лет вышло много выдающихся людей, ставших славой страны.

70-е годы характерны торжествами, выставками, врученьями наград. Многие жители Коношского района были награждены медалями, орденами, знаками почета. Проводились выставки с участием местных художников и умельцев, открывались школьные музеи. Разворачивались кампании по подготовке к 30-летию Победы. "Никто не забыт и ничто не забыто" - эти слова стали приметой десятилетия, свидетельством многих ярких дел.

1973 год: Коноше - 75 лет. Ее территория составляет более 600 гектаров. В поселке 72 улицы и 7 переулков. В нем проживает около 14 тысяч жителей. Население в основном занято на железной дороге, деревообрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Промышленные предприятия: наиболее крупные - Коношский леспромхоз, дающий ежегодно стране более 800 тыс. куб. м. древесины, вагонное депо, занятое на ремонте грузовых вагонов и лесозавод с мебельным цехом. Коношский пищекомбинат, наряду с кондитерскими, хлебобулочными изделиями и безалкогольными напитками, приступил к изготовлению восточных сладостей. Из маслозавода поступают на прилавки местных магазинов пастеризованное молоко и сметана, творог и голландский сыр. Объединение "Сельхозтехника" принимает в ремонт машины не только из района, а из Архангельска, других областей.

На территории Подюжского поселкового совета на базе больших запасов камня и балласта были построены каменно-щебеночный и бетонный заводы, продукция которых идет на железнодорожное строительство и за пределы области.

В 1982 году сдан в эксплуатацию Коношский комбикормовый завод мощностью 630 тонн комбикормов в сутки. Был также пущен и свинокомплекс. Эти два огромных производства были внесены в экономику Коношского района несколько искусственно. Себестоимость кормов, и свинины на Севере всегда будет выше. Строительство комбикормового завода и свинокомплекса увеличило численность населения Коноши на две тысячи человек.

8 декабря 1996 года состоялись, впервые в истории Коноши, выборы в органы местного самоуправления. 

© russian-tur

Конструктор сайтов - uCoz