Из истории Мезенского края
История Мезенского района своими корнями уходит в период среднего мезолита, когда древний человек пришел в эти края вслед за наступающим ледником, - около 10 тысяч лет назад. Около пяти тысяч лет назад территорию края заселили предки самодийских и угро-финских племен. Три-четыре тысячи лет назад пространство тундры заняли кочевые ненецкие племена, пришедшие из-за Урала.
Первоначальное проникновение русских в край относят к XI веку, а в XIII веке появились первые поселения славян. Самое древнее русское поселение - слобода Лампожня, которая известна как торговый пункт на «чрезкаменном» пути в Сибирь. В конце XV века возникла еще одна слобода, которой суждено стать в будущем центром Мезенского края - соколья слободка Окладниковых (позже она будет именоваться Окладниковой Слободой).
Русские приходили уже на обжитые аборигенами земли и постепенно осваивали их. Об этом свидетельствуют географические названия населенных пунктов: они носит явно нерусский характер. Само название реки Мезени происходит от финно-угорского и означает "река удачливая, удачное место охоты, промысл". Есть вариант перевода с языка саами – место, где много охоты. По переписи 1623 года все населенные пункты на берегах Мезени, ныне существующие, уже были. На морском побережье и на реке Пезе поселений не числилось.
Переселение русских на Мезень продолжалось и в XVII-XVIII веках. Социальные потрясения, правительственная борьба со старообрядчеством гнали на север различные группы населения. По писцовым книгам начала XVII века, в Мезенской волости (бассейн реки Мезени, в пределах Мезенского и Лешуконского районов) насчитывалось 88 поселений. В среднем на каждое из них приходилось по 12 дворов.
Мезенские поморы рано освоили морские просторы и плавали в арктических морях. Уже в XV веке им был известен путь на Грумант (архипелаг Шпицберген) и Новую Землю.
В XVI веке они знали морской ход на Печору и Обь. В начале XVII века началось движение русских на восток от Урала - "встречь солнцу". В нем активное участие принимали мезенское поморы. В историю освоения севера и центральной Сибири вписаны имена многих мезенцев - промышленников, торговых и служивых людей, землепроходцев и царевых чиновников.
К тому времени центром всей мезенской округи становится Окладникова Слобода оказавшаяся известным центром торговли русских с Сибирью. Это был взлет Мезени, звездный час мезенских поморов. О Мезени знали в Сибири, знали в Москве, знали за рубежом. В середине 17 века царь Алексей Михайлович, заботясь о росте архангельского порта, запретил иностранным судам «приставать» в устье реки Мезени, что явилось началом заката Окладниковой слободы.
Больших жертв от поморов потребовали реформы Петра I. Налоги и различные целевые поборы подрывали крестьянское хозяйство. Мужчин мобилизовали на строительство верфей и кораблей, Новодвинской крепости, забирали в армию, из них комплектовали экипажи первый военных кораблей. В крае резко сократилось число мужчин. Это явилось одной из причин ослабления большинства промыслов, особенно морских, а в конечном счете, и причиной ослабления экономики края в целом.
Тяжелым бременем легли на мезенских крестьян и годы правления Екатерины II.
В это же время проводилась административно-территориальная реформа. В процессе ее в 1780 году был создан огромный Мезенский уезд. Он включал в себя земли от нынешней западной границы Мезенского района до Урала, острова Ледовитого океана - Вайгач и Колгуев. Уезд занимал половину территории Архангельской губернии. Из двух рядом стоящих слобод – Окладниковой и Кузнецовой - был образован уездный город Мезень. В 1781 году утвержден герб города Мезени: красная лисица в серебряном поле на зеленой лужайке в знак того, что "жители края сим зверям промышляют".
Население уезда по-прежнему занималось скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, морскими и мелкими кустарными промыслами. Значение морских промыслов к концу века стало падать. Однако опыт плавания поморов в арктических морях и умение их выживать в суровых условиях севера нашли применение в науке: ни одна серьезная экспедиция в Арктику и приактические районы начиная с Великой Северной экспедиции (1734-1737гг) не обходилась без них. В знак признательности заслуг мезенских поморов девятнадцать географических точек Арктики получили их имена.
Конец XIX - начало XX века характеризуется бурным развитием капитализма в стране. Этот процесс не мог не затронуть и отдаленный мезенский край. В 1871 году лесопромышленником Н.И. Русановым был построен 4-рамный лесопильный завод в устье реки Мезени (нынешний поселок Окуловский).
На следующий год был официально открыт морской порт. Уже в 1872 году в порту побывало пять иностранных судов. В 1892 году братья Ружниковы пустили в эксплуатацию 2рамный лесопильный завод в устье реки Каменка, впадающею в Мезень почти напротив города. Тогда же на Мезени появились первые пароходы и официальная лоцманская служба. Почти все полученные пиломатериалы вывозились за границу.
Уже с началом эксплуатации уже первого лесозавода остро почувствовалось отсутствие оперативной связи с губернским центром. На пожертвования владельца лесозавода Н.Русанова была построена телеграфная линия Усть-Пинега - Мезень, которая связала Мезень с Архангельском (вступила в эксплуатацию в 1885 г.)
Основным морским промыслом в конце 19 века становится добыча тюленя в прибрежных водах Белого моря и на острове Моржовец. На тюленьем промысле широко использовался покрут - наем батраков. Труд промысловика был сложен и опасен и требовал знаний многих особенностей Белого моря. Нередко людей уносило на льдине безвозвратно. Основу экономики уезда составляло сельское хозяйство, базирующееся на общинном земледелии. Богатые луга по берегам рек способствовали развитию скотоводства. Высоко ценилась местная порода лошадей - мезенская, прекрасно приспособленная к условиям Севера. Мезенские лошади на ярмарках в губернии ценились выше всех. Мезень вошла в историю как место ссылки еще с 17 века. Здесь отбывали свой срок, определенный царским двором, протопоп Аввакум Петров, политический деятель Василий Голицин, дипломат Артамон Матвеев и другие.
Позже среди политических ссыльных были известные деятели революционного движения Петр Моисеенко, Василий Шелгунов, Инесса Арманд, Климент Ворошилов, будущие писатели Александр Попов (Серафимович), Валерий Язвицкий, Иван Попов и другие. Эти люди оставили свой след в истории Мезени не только, тем, что вели агитацию против властей, они несли в край культуру и знания, лечили и учили грамоте сельских жителей. Благодаря настойчивости и желанию политического ссыльного Александра Эдемского в 1883 году была открыта в Мезени метеостанция. Благодаря политссыльным в Народном Доме были поставлены первые спектакли, проводились публичные чтения по различным темам, ссыльные писали в газеты о жизни населения и экономики далекой мезенской окраины. Велика роль политических ссыльных и в событиях 1905-1907гг. на Мезени.
В 1929 году из части Мезенского уезда был образован Мезенский район.
К концу 20-х годов экономика края окрепла. В 1929 году вместо двух небольших лесопильных заводов был построен в Каменке большой современный по тому времени лесопильный завод - Мезенский (№ 48). В 30е годы прошла коллективизация сельского хозяйства. В 1940 году на территории района было 38 колхозов, практически по колхозу в каждой деревне.
В эти годы за успехи достигнутые в развитии общественного хозяйства многие колхозники и ряд колхозов стали участниками Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки. Только в 1939 году в Почетную книгу ВСХВ было внесено шесть наших колхозов и 112 передовиков сельского хозяйства.
На Великую Отечественную войну район при населении 24 тысячи человек отправил на фронт 5700 человек. Из них погибло 2600человек. Мезенцы сражались на всех фронтах и флотах, участвовали в освобождении стран Европы и Азии. Не мало на их счету и героических подвигов. Три человека - А.Г. Торцев, Я.П. Крапивин, А.В.Федорков - стали Героями Совестского Союза. Н.А. Таранин вернулся полным кавалером ордена Славы.
Не сразу район оправился от войны. Колхозы окрепли только к середине 50х годов.
В 70-е годы был реконструирован Мезенский лесозавод, мезенская доска высоко ценилась на мировом рынке. Было проведено укрепление сельхозколхозов, а затем перевод их в совхозы (в районе образовано пять совхозов). Больших успехов сельское хозяйство достигло в середине 70-х годов. Тогда средний надой на корову по району составил более трех тысяч килограммов на корову. Основным видом перевозок по району и в Архангельск стала авиация. Рыболовецкие колхозы начали вести промысел в Атлантике.