История Вилегодского района
Появление человека в низовьях Виледи датировано 3-2 тысячелетиями до новой эры. Древний человек пришел сюда по рекам Сухоне и Вычегде, о чем свидетельствует цепочка дрквних стоянок.
В первом тысячелетии до новой эры жизнь на стоянках загадочным образом исчезает более чем на 1000 лет. Период от первого тысячелетия до "чуди белоглазой", "чуди заволоцкой", о которой мы знаем из преданий и древних летописей летописца Нестора, плохо изучен.
Чудь - это многочисленные финно-угорские племена, заселявшие наш Север в прошлом. Укрепленные населенные пункты чуди называются городищами. Наряду с ними существовали открытые поселения. В таких случаях городище служило убежищем от набегов врагов. Сооружение городищ чуди датируется в Вычегодском крае 11-13 веками, появление чуди - 6-8 веками.
На Виледи известно несколько городищ: Ильинское, Чабровское, Рязанское, Пятовское, Путятинское. На первых трех производились раскопки кандидатом исторических наук Э. А. Савельевой из Коми филиала Академии наук СССР. Особое внимание уделялось Чабровскому городищу. Вещественных памятников было найдено немного. Большинство из них свойственно не только перми (одному из чудских племен), но и славянам. О существовании чуди на Виледи говорят не только предания, но и данные топонимии и письменные памятники.
Начало новгородской колонизации Севера относится к 10-11 векам, систематическое заселение - к 13 веку. Влияние Новгорода утверждалось в северных землях несколько столетий. На основных путях новгородцев появлялись их поселения: Великий Устюг (1147 г.), Чернигов (в трех километрах выше по Вычегде от нынешнего Сольвычегодска (15 век).
С основанием Устюга начинает быстро развиваться Устюжская земля, в которую входила и Виледь. В окраинную новгородскую землю стекались переселенцы из Московской и Ростово-Суздальской Руси. Местными жителями в это время в Устюжской земле были пермяки и вепсы.
С началом возвышения Московского княжества (со времени Ивана Калиты -1313-1340гг.) началась борьба Москвы с Великим Новгородом за устюжскую землю, которая лежала на путях, ведущих в Пермь, Печору и Югру. Новгород постепенно утрачивал здесь свое влияние.
Исход борьбы предопределила миссионерская деятельность Стефана Пермского, уроженца Великого Устюга, по образованию ростовчанина и по духу москвитянина. Стефан заложил прочную основу для владычества Московского государства на Вычегде, Выми и Сысоле. Неудивительно, что он был принят в Москве с распростертыми руками как Митрополитом Московским, так и Дмитрием Донским и был наделен саном епископа Пермского с правом владычества в Перми.
Вот как говорится в Вычегодско-Вымской летописи 16-го века о начале миссионерской деятельности Стефана Пермского: "Лета 7887 иеромонах Стефан по прозванию Храп благословил Епископа Герасима иде в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова божия среди нечестивых пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе (Котласе. - Л.Полушин) и Виляди и крести их святой вере". К приходу Стефана на Виледь здесь было смешанное население из русских и пермян. В 1379 году Стефан основал на Виледи Ильинский, Никольский и Покровский приходы.
Стефан на месте будущих храмов ставил кресты и часовни. Ставил он их и в селениях. Прежде чем прийти на Виледь, в тот же 1379 год он поставил крест и часовню в Пыросе (Котласе). Прихватил здесь спутников из числа новообращенных в христианскую веру язычников-пермян, пришел с ними на Виледь. Более достоверной даты рождения Ильинска, чем год 1379-й, нет.
Первую рукописную книгу принес на Виледь Стефан Пермский. Несомненно, с ним были книги как на славянском, так и на пермском языках. Азбука пермского языка была создана им подобно тому, как Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку - кириллицу. Стефан переводил книги на пермский язык не только со славянского, но и с греческого.
В 13 веке среди монашества Севера возникает пустынное монашество, которое в 14 веке получает широкое распространение. В отличие от городских монастырей, которые строились по инициативе верховных иерархов, князей, бояр,
В 1380 году Стефан Пермский ушел в Пермь (Коми) и обосновал в Усть-Выми монастырь, который позднее сам превратился в митрополию, рассылавшую во все концы Перми новых пустынников. Нижнее и среднее течение Виледи с погостами Усть-Выледским, Покровским, Никольским, Ильинским было пожаловано Стефану Пермскому Дмитрием Донским.
Из Коряжемского монастыря на Виледь (на Едому) пришел пустынник Христофор. Здесь на Малой Коряжемке в 20 верстах от Коряжмы он обосновал Пустынь около 1555 года. В числе деревень, которые принадлежали Христофоровой Пустыни, были: Шалимовская Слобода, Березник, Шестаковская Гора, Клочихинская и другие. Сначала братия сама расчищала и обрабатывала землю. Потом монастыри на свою землю привлекали крестьян, ключили с ними подрядные.
Дальнейшее обогащение монастырей шло за счет вкладов "по душам". Так в жалованной 1697 года грамоте указывается, что Г.Д. Строганов отдал Коряжемскому монастырю деревню Поршенино. Отдавали свои участки и крестьяне при пострижении в монахи. Особую роль в приобретении земельных участков играли ссуды, которые давали монастыри крестьянам в неурожайные годы. Крестьяне попадали в долговую зависимость, участок переходил во владение монастыря.
Почти четыре столетия владели пермские владыки и монастыри-вотчинники землей на Виледи, только в 1764 году их земли были реформированы. В этом же году Христофорова Пустынь была закрыта, а церковь обращена в приходскую.
Предки современных коми проживали на Виледи вплоть до 18 века. Но уже в 17 веке преобладали русские. Пермское население обитало преимущественно в верхнем течении Виледи (Селянах). Название Вилегодская Пермца, относившееся ранее ко всему бассейну Виледи, в 17 веке оставалось лишь за Селянами. В начале 18 века пермь на Виледи уже не живет, она частично ассимилировалась с русскими, частично была оттеснена за пределы Виледи. Итак, название Вилегодская Пермца исчезает и о наличии в прошлом на Виледи пермян говорят ряд названий деревень, рек, урочищ и слова, вошедшие в русский лексикон.
До 18 века население Виледи было весьма малочисленно. Большинство населенных пунктов однодворки, двухдворки, реже несколько дворов.
Имена знаменитых купцов Строгановых тесно связаны с историей Ильинского прихода и его деревень. Часть земель на Виледи оказалась в числе первых в вотчине Строгановых. Хозяйства на собственных землях Строгановых в основном были животноводческими. Здесь выращивались "скотины" и табуны лошадей для сольвычегодского соляного промысла. Наиболее крупное владение Строгановых было в Ильинском приходе.
Будучи не только крупными латифундистами и промышленниками, но и купцами, Строгановы включали в сферу своей деятельности и черносошное крестьянство. Они скупали у населения все, что могли сбыть на своих многочисленных рынках. А.А. Введенский в книге "Дом Строгановых в 16-17 веках" пишет, что с Виледи на Сольвычегодские ярмарки доставляли замечательный своими шелковистыми качествами лен-долгунец, особенно ценимый английскими купцами, с притоков Виледи пригонялись на продажу лодки, плоты, варничные дрова, молотый хлеб, холстины.
В 16-17 веках обширные области от Вычегды до Урала подпадают под влияние Строгановых. Экономические связи между двумя их вотчинами долгое время осуществлялись благодаря Великому санному пути, проходившему через Виледь. Из данных приправочной (писцовой) книги 1620 года книги видно, что в Ильинске взималась пошлина с торговых людей, проезжавших по Великому санному пути.
Ильинск в 16-17 веках представлял собой городок-крепость, он стоял на Великом пути из Москвы в Сибирь и обеспечивал безопасность. В 17 веке в Ильинске было две деревянные церкви: Ильи и Афанасия и Кирилла. Ильинская церковь в 1646 году сгорела.
Первые грамотные люди на Виледи появились в 14 веке. Довольно рано появилась в Ильинске и светская школа - первоначальное училище - в 1848 году. В конце века строится земская больница. (В 2002 году районная больница отетила свое 110-летие).
В 16-17 веках весь бассейн реки Виледь входил в одну волость - Вилегодскую, которая была частью Усольского уезда. В 18-м веке на Виледи было уже две волости - Никольская и Ильинско-Подомская. Они входили в Сольвычегодский уезд Вологодской губернии.
В начале 20 века на Виледи существовало четыре волости: Ильинская, Никольская, Покровская, Беляевская. В 1918 году волости соответствуют в большинстве случаев бывшим крестьянским общинам (обществам). Волости входили в состав Сольвычегодского уезда Северо-Двинской губернии.
10-го апреля 1924 года постановлением Президиума ВЦИК при проведении районирования Северо-Двинской губернии был образован Вилегодский район с центром в селе Ильинско-Подомское. Он разместился на территории 6-и волостей бывшего Сольвычегодского уезда: Беляевской, Ильинско-Подомской, Никольской, Вилегодской, Павловской и Пречистенской.
23 сентября 1937 года была образована Архангельская область и Виледь вошла в ее состав. Впоследствии границы района неоднократно менялись. Большая часть Верхолалья отошла к Кировской области. Территория, расположенная по линии Северной железной дороги Котлас-Воркута (Покровский сельсовет), вошла в состав Котласского, а Витюнино - в состав Ленского района.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 1 февраля 1965 года район преобразован в Вилегодский сельский район с центром в селе Ильинско-Подомское.