История Котласа

Небольшое зырянское селение Пырос в устье Вычегды существовало уже в ХIV веке. Его посетил в 1379 году известный просветитель Стефан Великопермский, отправившийся на Север с целью христианизации. Термин "Котлас" впервые встречается в документах начала XVII века, где речь идет о покупке деревни, что "…на речке на Кодласе". В ХIХ веке Котлас и находившиеся вокруг деревни входили в состав Вологодской губернии. По данным клировой ведомости Стефановской церкви за 1913 год Котласский приходский погост объединял 19 деревень, из них 7 деревень Великоустюгского уезда и 12 — Сольвычегодского. Главным занятием населения было земледелие, но из-за низкой урожайности крестьяне уходили на сезонные работы. Котласские отходники были в основном строителями, каменщиками, плотниками, печниками.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

 В 1895 году по рекомендации комиссии во главе с министром финансов С. Ю. Витте "Высочайшим повелением" Министерству путей сообщения было дано указание приступить к строительству железной дороги Пермь-Вятка-Котлас. Руководителями строительства были назначены начальник работ И. Н. Быховец, его помощники Толмачев, Березин и Штольцман. Строительство дороги, протяженностью 812 верст, финансировали заинтересованные в экспорте сибирского хлеба, масла, пушнины, льна купцы и промышленники братья Володины, Натансон, русский банк внешней торговли, Луи Дрейфус и Ко.

СУДОХОДСТВО

Вторая половина ХIХ века — начало развития парового судоходства на Северной Двине. Основателями пароходного дела были архангельский торговец Ф. Булычев, купец А. Булычев и коммерческий советник И. Грибанов, создавшие в 1858 году "Акционерное Северодвинское пароходное общество" с правлением в Устюге. В 1898 году возникает крупное объединение судовладельцев "Северное пароходство Котлас-Архангельск-Мурманск" с правлением в Архангельске. Оно занималось доставкой сибирского хлеба, поступавшего по железной дороге в Котлас, оттуда по Северной Двине в Архангельск. В 1917 году в это объединение входили 15 пароходных фирм.

ТОРГОВЛЯ

Еще в XVIII веке, на левом берегу речки Лименда, в 4-х километрах от Котласа, находился полукустарный лесопильный завод Сольвычегодского купца И. Свинина. В начале ХХ века появились паровые мукомольные мельницы купцов Фирсова, Коробова и компаньонов Сватковского и Верховцева. Затем были построены 4 пекарни. Наиболее известной была водяная мельница Редькина на речке Лименда. Известный промышленник и банкир П. П. Рябушинский планировал построить вблизи города в селе Байка целлюлозно-бумажную фабрику. Вся торговля была сосредоточена в деревне Жернаково, где происходила перевалка грузов с железной дороги на воду. Главным грузом были рожь и мука. Не менее важными дрова, тес, строительные материалы. В Пермь и Вятку отправлялись ивовая кора и соленая рыба, а на север — хозяйственные орудия. С проведением железной дороги увеличился вывоз строевого мачтового леса, дров и брусьев. В Котласе появляются агентства иностранных фирм Луи Дрейфуса, Натансона, Стюарта, отделение "Русского банка" для внешней торговли, "Русско-азиатского банка".

ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА

Инициаторами создания городского поселения стали котласские купцы и промышленники. Их поддержали уездные земства Сольвычегодска и Усть-Сысольска. В справке, предоставленной вологодскому губернатору Великоустюжским уездным исправником в 1914 году сообщалось, что в Котласе имеются почтово-телеграфная контора, 2 начальных училища, народный дом, отделения Вятской и Сольвычегодской тюрем, частная аптека, эпидемический санитарный покой, казенная винная лавка, канцелярия котласского лесничества, 2 клуба, музыкально-драматический кружок, вольная пожарная дружина, общество котласских торговцев и промышленников, железнодорожные станция и депо, земская станция, 5 пристаней пароходных обществ и телефон. В июле 1913 и в мае 1914 года в Котласе состоялись совещания по вопросу преобразования поселка при станции Котлас в город. После затяжки, вызванной началом первой мировой войны, 3 июня 1917 года Временное правительство принимает постановление о присвоении Котласу статуса города. В черту города вошли деревни Жернаково, Петрухинская, Осокориха и полоса отчуждения железной дороги.

ВРЕМЕНА РЕВОЛЮЦИЙ

В октябре 1905 года котласские железнодорожники приняли участие во всероссийской политической стачке. Состоялись забастовка, митинг и демонстрация. Был создан забастовочный комитет во главе с врачом И. И. Рыковым.

В годы первой мировой войны на складах Котласа скопилось большое количество каменного угля, зерна и боеприпасов. В 1915 году через сооруженную земляную дамбу на Михейков остров была проложена железнодорожная ветка. Это положило начало созданию здесь судоремонтных механических мастерских и строительству поселка Лименда. Железнодорожным и речным транспортом на севере распоряжалась созданная в 1915 году междуведомственная перегрузочная комиссия.

После свержения самодержавия в марте 1917 года в Котласе создается Временный исполнительный комитет во главе с юристом Д. П. Репиным. Исполком организовал народную милицию во главе с Н. В. Буевским. В марте 1917 года в Котласе создается организация РСДРП(б), которую возглавляет Д. П. Репин. Тогда же в Котласе появляется первый в Вологодской губернии Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, председателем которого стал А. М. Чирков. Первые мероприятия Совета: создание примирительной камеры, по разрешению трудовых конфликтов, организация бесплатной юридической помощи населению, создание ревтребунала и чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Летом 1917 года на выборах в городскую думу 8 из 20 мест получили большевики, и 4 — кадеты. Полновластным органом революционной власти Совет становится в октябре 1917 года. Социалистическая революция победила в Котласе мирным путем.


РАЗВИТИЕ В 70-90-е годы XX века

В эти годы Котлас достиг наивысшего пика социально-экономического развития. Летом 1970 года началось строительство электромеханического завода. В 1971 году в целях газификации Котласа и соседних районов образуется предприятие "Котласгазсервис". Тогда же сдан в строй ультракоротковолновый ретрансляционный цех Архангельской радиотелевизионной передающей станции. Через два года началась трансляция передач центрального телевидения. В 1972 году введена в эксплуатацию третья очередь Котласского целлюлозно-бумажного комбината. Тогда же была сдана первая очередь завода силикатного кирпича (директор Н. Н. Тутов), мощностью 60 млн. штук кирпича в год, в 1976 году — вторая очередь и завод мог производить 120 млн. штук кирпича в год.

В 1973 году утвержден генеральный план застройки города, разработанный институтом "Ленгипрогор". Он предусматривал формирование шести микрорайонов. Согласно генплану началось строительство второй очереди ЭМЗ, типографии, швейной фабрики, реконструкция водопроводных сетей. В Х пятилетку (1976—1980-е годы) вступили в строй новый молокозавод, завод крупнопанельного домостроения, третий пусковой комплекс птицефабрики, элеватор комбината хлебопродуктов. Прирост промышленного производства предприятий города составил 23%. Реальные доходы на душу населения возросли на 37%. Построены десятки жилых домов, две школы, 13 детских учреждений, детская больница в Коряжме, 15 магазинов, 21 столовая. В 1982 году сдана автодорога Котлас-Коряжма протяженностью 38 км. В следующем году открыта стоматологическая поликлиника, Вычегодское профтехучилище, дом связи. В 1986 году закончено строительство крупного больничного комплекса областного значения. Объект создан на средства, заработанные участниками ленинских коммунистических субботников.

На эти годы приходится пик развития Котласского авиапредприятия. В 1988 году было перевезено 480 тыс. пассажиров и 3554 тонн грузов. В этом же году речной порт обслужил 960,5 тыс. пассажиров, оправил 7109,7 тыс. тонн грузов.

В 90-е годы ХХ века экономика города вследствие причин общего характера пережила острейший кризис. Было свернуто производство на ряде промышленных предприятий, росла финансовая задолженность и неплатежи, упала инвестиционная активность и объемы капитального строительства. Обострилась обстановка в социальной сфере: задержки с выплатой пенсий и зарплаты, рост цен и тарифов, забастовки.

КОТЛАС XXI ВЕКА

В 1997 году администрация и городское Собрание депутатов выработали и приступили к реализации антикризисных мероприятий оперативного и долговременного масштаба. Они позволили стабилизировать и в значительной мере оздоровить ситуацию. Этому способствовали некоторым образом и последствия дефолта 1998 года. Уже в 1999 году прирост промышленного производства составил 94%. В строительстве рост составил 28,2%, на транспорте — 42%, в торговле — 25,4%. Укрепляется частное предпринимательство не только в сфере коммерции, но и в производстве, в частности, в лесозаготовках. В последующие годы рост продолжился, хотя и замедлился. В 2000 году объем промышленной продукции увеличился на 7%, в 2001 году на 0,11%. Выросла доходная часть муниципального бюджета, увеличились и расходы. Реально выросла заработная плата, сдерживается рост стоимости коммунальных услуг в доле, уплачиваемой населению.

В 2000 году был капитально реконструирован путепровод. В октябре 2001 года пущен в эксплуатацию мостовой переход через Северную Двину протяженностью 7,2 километра. В декабре 2001 года после реконструкции была введена в строй новая мельница на комбинате хлебопродуктов. Теперь это — АО "Котласский мелькомбинат", входящее в агропромышленный холдинг "Русагрокапитал". На очереди модернизация производства комбикормов. Вновь наращивает производство электромеханический завод, судостроительно-судоремонтный завод, лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. Возобновлены дноуглубительные работы Северо-Двинским бассейновым управлением водных путей и судоходства. Развертывается телефонизация территории филиалом "Артелекома". Восстановлено авиасообщение "Котлас-Архангельск". В 2002 году в новом здании открылась школа искусств "Гамма".

Стабилизация экономики вкупе с оздоровлением социальной сферы создает благоприятные перспективы для развития города. 

© russian-tur

Конструктор сайтов - uCoz